Мал, да удал
Маленького рачка небезосновательно считают одной из главных надежд российского рыболовного промысла
Текст: Ксения Витвицкая
Криль, или антарктическая креветка — это мелкие морские планктонные ракообразные, обитающие в южных морях, ближе к Антарктиде. Сегодня к промысловому крилю относят около 80 видов рачков. В небольших объемах криля вылавливали еще в XIX веке, однако самый масштабный вылов приходится на конец XX-го. Причем первопроходцами в этой добыче были именно советские рыбаки. В 1961–1962 гг. участники экспедиции АтлантНИРО, проведя исследования в Антарктике, пришли к выводу, что промысел может создать вполне конкурентную отрасль по переработке и производству продуктов из криля. И уже в 1982 году добыча вышла на рекордные 528,7 тыс. тонн за сезон. К этому времени 93% всего вылова криля оставалось за советским флотом. Россия сохраняла свое лидерство в этом промысле вплоть до 1994 года, когда государство перестало дотировать отрасль. Без денег, новых технологий и современных судов крилевый промысел стал для компаний просто нерентабельным, и со временем добыча криля прекратилась совсем.
За те 15 лет, что страна не добывала антарктическую креветку, технологии конкурентов ушли далеко вперед. Сегодня в регионе работает от 11 до 15 траулеров стран — членов Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ). Среди них суда Китая, Кореи, Чили, Украины и Норвегии. Япония прекратила промысел в 2013 году, и сейчас основными игроками крилевого рынка являются Норвегия (58 % мирового вылова), Республика Корея (19 %) и Китай (10 %).
Фото: Legion Media
Для примера: за год всего один норвежский траулер добывает около 100 тыс. тонн криля, перерабатывая его в продукты общей стоимостью около $ 70 млн. Поэтому в том, что промышленный вылов криля — дело окупаемое, более того, прибыльное, сомнений ни у кого уже не возникает.
Правда, процесс вылова сегодня не так уж прост. Во-первых, созданная для защиты экосистемы АНТКОМ ограничила вылов всего тремя участками Южного океана. В каком именно районе будет работать флот, определяется прежде всего ледовой обстановкой. Суда начинают промысел в марте-апреле в районах Антарктического полуострова (подрайон 48.1) и Южных Оркнейских островов (подрайон 48.2), а затем по мере ухудшения ледовой обстановки перемещаются ближе к острову Южная Георгия (подрайон 48.3) и в район Южных Сандвичевых островов (48.4). Для каждого подрайона действуют свои квоты: 48.1 — 155 тыс. тонн, 48.2 — 279 тыс. тонн, 48.3 — 279 тыс. тонн, 48.4 — 93 тыс. тонн.
Эта же комиссия выдает квоты на промысел, следит за популяцией криля и, ориентируясь на исследования, ежегодно устанавливает максимально допустимый объем вылова. Например, с 2009 по 2017 год он сохранялся в пределах 290 тыс. тонн. В 2018 году вылов перевалил за 310 тыс. тонн и стал рекордным за последние 25 лет.
Во-вторых, для промысла необходимы современные суда, по сути — настоящие плавучие фабрики. Дело в том, что криль невыгодно перевозить в виде замороженного сырья. Сегодня российские суда используют безотходную систему переработки криля, позволяющую прямо в море производить сразу несколько видов продуктов: крилевую муку из панцирей, масло, корм для аквакультуры и даже биологически активные добавки к пище с высоким содержанием хитина и хитозана. Все это производят, как говорится, не отходя от кассы. Но и стоимость постройки таких судов велика: около $ 120 млн за один траулер.
После длительного перерыва Россия возобновила промысел криля лишь в 2009–2010 годах. Правда, объемы в то время были более чем скромные, не больше 18 тыс. тонн. Но в перспективе российский флот планирует увеличить добычу. В качестве первого шага компании начали закупать современные суда, а отечественные ученые решили провести исследование. На конец 2019 года назначена экспедиция наших специалистов в Атлантический сектор Антарктики. В ноябре научно-исследовательское судно отправляется из Калининграда и следующие пять месяцев будет изучать объемы крилевой биомассы в районе Южных Оркнейских островов, Антарктического полуострова и ближайших к нему акваторий.
По оценкам ученых, запасы криля у берегов Антарктики равны примерно 500 млн тонн, в то время как добывают ежегодно чуть больше 5,6 млн тонн. Впрочем, эта цифра может вырасти как минимум втрое. Отечественные экологи занимаются разработкой технологии, которая позволит вылавливать рачков не в верхнем 200-метровом слое — эпипелагиали, как это было раньше, а в мезопелагиали, то есть на отметках от 200 до 1000 метров. Это позволит увеличить суммарные объемы вылова, по разным оценкам, до 30 млн тонн ежегодно.
Учитывая потенциальный рост вылова и потребительские свойства антарктического криля, сегодня это самый перспективный биоресурс Мирового океана и стратегически важный продукт для России. В первые десятилетия вылова криля (1965–1975 гг.) основной объем добываемого отечественными судами сырья шел на производство кормовой продукции: крилевой муки, сыромороженого криля, белково-минеральных добавок. Однако высокие потребительские свойства мяса криля как источника высококачественного белка с низким содержанием жира определили перспективы производства из него пищевой продукции. Это и варено-мороженное мясо криля в виде «шеек», получаемое способом аэрошелушения, и фарши, и пастообразная продукция, и широкий ассортимент консервов на основе крилевого мяса.
Полномасштабное возобновление отечественного промысла криля на основе применения современных технологий добычи и переработки позволит не только получать высококачественную и экологически чистую продукцию. Промысел будет иметь колоссальное геополитическое значение, способствуя возвращению России в Антарктический регион, который страна на довольно долгое время потеряла.
Из отходов переработки криля производят:
1. Белковые концентраты и изоляты.
2. Каротиноидно-липидные комплексы (источник омеги-3).
3. Природный биополимер хитин.
4. Хитозан — активный энтеросорбент, антисептик, применяемый в качестве ранозаживляющего средства.
5. Ферментные препараты протеолитического действия.
6. Аттрактанты, применяемые для повышения эффективности кормов в аквакультуре.
7. Природный краситель.
8. Натуральные вкусоароматические добавки.