версия для слабовидящих

18 апреля 2018

Титан расправляет плечи

Глядя на разруху и запустение, царящие в нынешнем рыбном порту Махачкалы, трудно поверить в его былое величие. Некогда гордые южные морские ворота, оплот рыбного промысла в Дагестане, расположенный в единственном незамерзающем порту на Каспии ныне больше похож на поверженного титана.

Когда-то у здешних причалов останавливалось множество кораблей и кипела жизнь, а сейчас меж покосившихся строений и насквозь проржавевших конструкций гуляет только ветер да стаи бродячих собак, облюбовавших портовые руины.

Однако, около месяца назад, Махачкалинский рыбный порт, на судьбу которого многие уже махнули рукой, полу­чил шанс на второе рождение. ФГУП «Нацрыбресурс», на балансе которого находится предприятие, решил передать управление портом коммерческой структуре. Аукцион, в котором участвовали астраханская и дагестанская ком­пании, выиграло «Строительно-монтажное управление № 12» из Дагестана.

Директор компании Рустам Керимов, рассказывает о бу­дущем рыбного терминала с оптимизмом и запалом, вспо­миная минувшие времена.

- Я помню этот порт совсем другим, - говорит он с улыб­кой. - Мой дед (Корчагин Евгений Тимофеевич) работал на судне старшим механиком и я часто бывал здесь в детстве, бродил среди кораблей, восхищался моряками. А теперь судьба распорядилась так что у меня появилась возможность самому стать частью истории порта. Я очень любил своего деда, и теперь у меня есть шанс почтить его память, восстанавливая то, что было разрушено с тех пор. Мне важно, чтобы сам рыбный порт, и люди, которые тут работают, были успешными. Мы будем не только восста­навливать, но и развивать здешнею инфраструктуру. К слову - первым нашим принципиальным решением было сохранить коллектив, все заинтересованные в положи­тельных переменах сотрудники перешли к нам в компанию, -  подытоживает руководитель «СМУ-12», - для меня очень важно, чтобы люди любили то, что делают. В этом случае мы просто обречены на успех.

В порту, пока мы беседуем, царит тишина, которую нарушают лишь крики чаек, да шум инструментов. Рабочие уже приводят в порядок недостроенное, пустующее стро­ение, меняя прохудившуюся крышу.

- По правде говоря, когда мы пришли в порт, то не ожида­ли увидеть его в таком состоянии, - продолжает Рустам. - Не было элементарных условий для работы: ни воды, ни цивилизованной уборной. Я уже не говорю о судах, которых не было возможности бункеровать даже водой.

- Нельзя зацикливаться на прошлом, - вступает в раз­говор управляющий рыбным терминалом Владимир Андреюк, - мы полны решимости и энтузиазма вернуть сюда жизнь. Конечно, мы думаем о прибыли и само­окупаемости порта, это одно из важнейших условий развития. Перед нашей командой стоят вполне ясные и четкие цели, разработана программа и расставлены приоритеты.

- Глядя на этих уверенных, серьезных людей с мечтой в глазам, мне сразу же захотелось заглянуть в буду­щее, чтобы увидеть то, что видят они сейчас в своем проекте. Как будет выглядеть обновленный порт? Насколько сложным к трудоемким окажется процесс его омоложения?

- Разумеется, мы понимаем и всегда понимали, что реструктуризация морского порта - дело серьезное и весьма ответственное, - поясняет Рустам, - но тут сыграло роль наличие сразу нескольких факторов. Прежде всего, мне всегда хотелось сделать что-то для родного моему сердцу края, помочь вырвать его из цепких объятий бесхозяйственности. Вот и получилось так, что я увидел эту возможность, узнав об аукционе «Нацрыбресурса». Немаловажную роль в принятии это­го решения сыграла и новейшая политика руководства Дагестана. Увидев, что молодым предпринимателям открывают дороги, мы приняли решение участвовать в аукционе и сумели победить в нем.

Мы заинтересованы в развитии порта и отрасли в целом, - продолжает директор «СМУ-12», - в этом свете поддержка Министерства природных ресурсов и экологии Дагестана и лично министра Набиюлы Абдулманаповича Карачаева для нас очень важна. Мы постоянно находимся на связи с ним, - говорит Рустам, - организация эффективной добычи рыбы - первостепенная задача, которая позволит порту встать на ноги и развиваться.

У махачкалинских рыболовецких судов сейчас полно проблем, - продолжает управляющий терминалом Владимир Андреюк, - рыбаки испытывают трудности, им приходится прилагать немалые усилия только для того, чтобы удержаться не плаву, так сказать. Разумеется, мы проанализировали все, что пред­стоит сделать для поднятия их интереса и устранению препятствий на пути развития. Есть целый ком­плекс проблем, которые, требуют внимания на уровне Правительства республики, и мы будем озвучивать их для развития отрасли в целом.

- Уже через пять пет добыла кильки увеличится до 10 тысяч тонн в год, - уверенно заключают арендато­ры Махачкалинского рыбного порта, - сейчас добыча рыбы ведется вяло и неэффективно, нет действую­щей системы поиска и разработки природных рыбных ресурсов. В будущем она позволит повысить эффек­тивность и снизить расходы, что, в свою очередь, снизит цены на рынке.

С такими словами трудно спорить. В 80-е года объ­емы грузооборота рыбного порта достигали внуши­тельных 50-60 тысяч тонн рыбы в год, ныне же до­бычей рыбы занимается лишь несколько судов. При этом грузооборот составляет немногим более тысячи тонн. При существующей квоте на вылов 70 тысяч тонн кильки в год, эти объемы выглядят плачевно. Согласно договору ООО «СМУ-12» с ФГУП «Нацрыбресурс», к 2025 году Махачкалинский рыб­ный порт уже будет обеспечивать добычу, приемку, хранение рыбы и морепродуктов в объемах не ме­нее 150 тысяч тони в год, также будет построена и выедена в эксплуатацию ин­фраструктура, позволяющая замораживать и перераба­тывать уловы.

На территории порта будет построен цех по производ­ству кильки в масле, кильки в томате, а также кильки холодного копчения. Также будет налажено производ­ство рыбной муки. Таким образом, удастся вывести рыбный порт на качественно новый уровень развития, обеспечив его будущее. Кроме того, договор аренды предусматривает строительство ливневой канализации и локаль­ных очистных сооружений на набережных прича­ла. Срок выполнения этих работ – до 2020 года. А до 2025 года будет проведена полная модер­низации действующей инфраструктуры, включая капитальный ремонт существующих на террито­рии зданий.

В целом, перспективы у Морского рыбного пор­та Махачкалы - весьма радужные. Руководство республики и многочисленные эксперты прочат ему светлое будущее как главной рыболовецкой базе Каспийского бассейна.

- Через несколько лет вы уже не узнаете этот порт. Предлагаю вам снова посетить нас и убе­диться в этом, - с улыбкой говорит Рустам Керимов.

Видя оптимизм нынешних руководителей мор­ского порта, хочется верить в то, что у них все получится. В то, что порт наполнится судами и людьми, занятыми работой.

Справочно

«Модернизация Махачкалинского рыбного порта входит в разработанную Росрыболовством «Стратегию развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота на период до 2030 года, с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции» (приказ Минсельхоза России №189 от 20 апреля 2017 года)».

«Вопрос восстановления и развития рыбного морского терминала в Махачкале обо­значен как одни из приоритетных в планах ФГУП «Нацрыбресурс». Заключенный со «СМУ №12» договор предусматривает инвестиционные обязательства, включающие строительство системы ливневой канализации, локальных очистных сооружений на причальных набережных, холодильного склада мощностью 1,5 тыс. тони единовре­менного хранения, а также цеха по переработке водных биоресурсов. Срок выполнения работ - до 2020 года. Кроме того, до 31 декабря 2025 года арендатор обязан провести модернизацию действующей инфраструктуры морского порта, включая капитальный ремонт гидротехнических сооружений, для обеспечения перевалки и хранения рыбы, рыбной продукции и морепродуктов в объеме не менее 150 тыс. тони в год».

Источник: по материалам Дагестанского журнала «ПРОДЖИ», рубрика «Про дело»